В Студии беатотерапии «13.60» профессора МГУ Аллы Семеновны Спиваковской полным ходом идут занятия по программе Беатомастер для родителей: «Воспитание счастья». Каждая встреча – это новая тема, новый шаг внутрь себя, новая ступень понимания: какой я родитель для своего ребенка?

Одним из важнейших аспектов воспитания является наказание. Ведь родителям волей не волей приходится наказывать детей для того, чтобы они усвоили, «что такое хорошо и что такое плохо». Теоретически идеальным считается воспитание без наказаний, но, по словам Аллы Семеновны Спиваковской, она еще никогда не встречала родителей, которым бы это удалось. Как же в таком случае нужно наказывать детей?

По ее мнению, профессора Спиваковской, экспромт и самонаблюдение эффективнее любого из видов наказания.

«Выбор эффективного наказания в форме экспромта – широкий простор для родительского творчества. Важно быстро и точно реагировать, придумать что-то самим, проявить выдумку, фантазию, понимание, любовь. Чем более мудр родитель, чем лучше знает своего ребенка, чем больше любит, тем разнообразнее, неожиданнее, а потому эффективнее его воздействие. Момент неожиданности, новизны, доведение ситуации до абсурда порой оказывает более сильное воздействие, чем самые строгие наказания.

Одна мама применила такой прием. Она заметила, что ее сын-первоклассник стал обманывать, рассказывал всевозможные невероятные истории, которые с ним приключились и из-за которых он якобы не смог сделать то или иное дело. Мама могла наказать мальчика или начать разъяснять ему, что врать нехорошо. Она поступила иначе. Во время одного из таких рассказов она вдруг резко и неожиданно сказала сыну: «А ну-ка, открой рот, покажи язык… Так, все ясно… И когда только твой язык отучится говорить неправду?» Удивленный и ошеломленный ребенок спросил: «А как ты догадалась?» Подобных находок в общении с детьми в семье может быть множество. Полезность их очевидна. Так сберегается мир и спокойствие в доме, а мелкие, вполне естественные проступки ребенка довольно быстро проходят.

При творческом экспромте в качестве наказания подростков главное – не укорять и наказывать, а предоставить возможность проверки своего поведения в ситуации, сходной с той, в какой была допущена ошибка. Полезно поменяться ролями, пусть дети на короткое время станут родителями и будут устанавливать порядок в доме, руководить приготовлением обеда, или придумают как провести вечер. Можно использовать маленькие упражнения на самонаблюдение, самоконтроль, удерживание от непосредственно желаемого, импульсивного, необдуманного. Важно предоставить подростку возможность проверки самого себя, превратить родительское воздействие в самовоздействие. Если дети сформулируют вместе с родителями задачу для проверки самих себя, гордость от преодоления трудностей, радость победы станет вашей общей радостью.

Любить детей – это значит создавать условия, чтобы они раскрывали свои потенциальные ресурсы к усвоению нового, к творчеству, красоте, радости, чтобы дети были здоровы и счастливы. Превратить наказание в проявление родительской любви и заботы – вот важнейшая задача. Вопрос не в том, наказывать или нет, а в том, как наказывать с пользой для детей, для родителей и для всей семьи», — утверждает Алла Семеновна Спиваковская.

Кроме того, на занятиях по программе Беатомастер в Студии беатотерапии «13.60» можно узнать: как стать мастером собственной жизни и раздвинуть границы своих возможностей, добиться наивысших успехов в профессии, научиться эффективному общению с другими людьми, найти свой собственный уникальный путь к счастью и овладеть искусством любви.