Бубен для шамана

Для шамана он – верный спутник, проводник в иные миры и вещь, наделенная своим духом, а не просто инструмент для ритуалов. В камлании – проведении обрядов – он занимает главенствующую позицию после самого шамана. Неспроста бубен сравнивают с его собственной жизненной энергией.

Бубен многофункционален, ведь с его помощью шаман:

  • входит в транс сам и вводит других;
  • путешествует по трехмерному миру;
  • проводит обряд очищения от злых духов;
  • преумножает магическое действие своих обрядов;
  • возносится на небо, в «середину мира» или опускается в нижние миры;
  • проводит медитации;
  • предсказывает будущее.

Изготовление бубна

Традиционно бубен изготавливается из шкуры и дерева, из которого строится обод. Считается, что в тот момент, когда кожа соприкасается с деревом и проводится специальный обряд оживления бубна, он наделяется особым духом. Именно поэтому шаманы мастерят инструмент своими руками – они считают, что покупные бубны «неживые», бутафорские и подходят больше для детских забав.

К предстоящему изготовлению относятся со всей серьезностью. Для начала выбирают подходящую дату по фазе луны. За трое суток до изготовления шаман не есть мясные блюда и отказывается от любых продуктов животного происхождения. Непосредственно перед созданием он призывает к помощи духов и пытается поймать вдохновение.

Виды бубнов и их символика

Бубны различаются в первую очередь по территориальному признаку, ведь разные племена разделяют порой тысячи километров, а это значит, что особенности шаманских бубнов у каждого свои. Это в первую очередь касается рисунков на бубне и их символики.

Выделяют разные типы бубнов:

Саамские

К каркасу крепятся медвежьи клыки вместе с когтями. Колотушкой выступает рог оленя или лапка зайца. В центре изображается бог солнца Пэйвий, который расходится четырьмя лучами, а на них, в свою очередь, сидят другие важные божества.

Якутские

Якуты не привыкли изображать божеств, и каркас инструмента, который здесь именуется «священным оленем», украшен изображением рогов оленя. Также могут наноситься образы других животных и даже людей, но самое главное – тайные красные и черные знаки.

Алтайские

Алтайцы рисуют в первую очередь коней – эта символика связана с тем, что, по местным представлениям, с каждым ударом шаман мчится на коне в Небеса. Также они изображают других зверей, а еще солнце, луну, звезды, радугу, березки.

Эвенкийские

Этот народ считает бубен настоящей лодкой, с помощью которой шаман рассекает реку, проходящую через все миры. По периметру можно увидеть кружки из красной или черной краски, внутри которых угадываются силуэты животных. Однако существует несколько видов эвенкийских бубнов, так как разные группы эвенков делают их по-разному.

Селькупские

На рисунках селькупов – целая Вселенная, разделенная на землю и небо. Ветка кедра в медвежьей шкуре – проводник вниз, а ветка березы в коже оленя – означает восхождение наверх.

Тувинские

В них находят отражение четыре тувинских мира: верхний – небеса, средний – уровень человеческого тела, нижний – земля и тенгри, соединяющий предыдущие миры.