Оперная певица Мария Геворгян признается, что она бы не стала ничего менять в своей жизни, если бы она сложилась как-то иначе, и выбрала бы свою сегодняшнюю профессию: «Я люблю то, чем занимаюсь, получаю от этого удовольствие. Да и в остальном меня все в моей жизни устраивает. Наверное, мне повезло — и с профессией, и с семьей, и с моими друзьями. Единственное, что я бы немного изменила, так это посвятила больше времени танцевальному искусству и иностранным языкам. Вообще, я считаю, что прекращать учиться нельзя никогда. Поэтому с радостью осваиваю новое, открываю для себя незнакомые грани уже известных занятий. Жизнь дарит такое многообразие выбора, что жалеть приходится лишь о нехватке времени».

Голос оперной певицы – это явление уникальное. Тип голоса – это основной критерий для выбора материала. Поэтому очень важно для вокалиста первоначально правильно определить тип и тембр голоса. Существуют разные виды тембров. Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца.

Основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто, а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Некоторые из голосов делятся на несколько подвидов. Например, сопрано — самый высокий женский певческий голос.

В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, «Снегурочка» Римский-Корсаков или Царевна Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане тот же автор). Сопрано по характеру звучания может быть колоратурным, лирико-колоратурным, лирическим, лирико-драматическим и драматическим – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным.

В какой-то степени я могу отнести себя к лирико-драматическому сопрано, так как я обладаю мягким тембром (это характеристика лирического сопрано), но у меня развит нижний регистр. Поэтому в своем репертуаре я часто исполняю как драматические партии, так и лирические.

Меццо-сопрано – женский голос с более густым и сильным звучанием, глубоким тембром. Звучит ниже сопрано, но выше контральто. Меццо-сопрано обычно исполняют партии зрелых женщин, сильных и волевых по характеру (например, партия Амнерис из оперы «Аида» Дж. Верди).

Контральто – это самый низкий, редко встречающийся из женских голосов, очень красивый, бархатный, с роскошными грудными нотами. Певицы с таким голосом в операх нередко исполняют партии мальчиков-подростков (например, Ваня из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка или Ратмир из оперы «Руслан и Людмила» тот же автор).

Определяйте свой тип голоса и получайте удовольствие от занятий вокалом!