Американские психологи недавно ввели понятие «финансовая анорексия». Речь, конечно, не о заболевании, как в случае с пищевым расстройством, а об определенной психологической склонности, заставляющей человека неосознанно отдавать предпочтение бедности.
Понятие финансовая анорексия связано со стремлением к бедности – человек неосознанно выбирает находиться без денег. Это все ситуации, когда у человека нет денег, не хватает финансов, нет возможности вырваться из подобных условий жизни. И как только у него появляется возможность что-то заработать, сорвать большой куш, возникают какие-то новые возможности, его это начинает тревожить, в буквальном смысле колбасить. Состояние примерно такое же, как при пищевой анорексии: когда он съедает лишний кусок еды, его начинает трясти. Он понимает, что этот кусок лишний: “я не могу это съесть”. То же самое происходит и с деньгами: человек оказывается не готов брать на себя деньги. И это связано с детским пониманием ответственности своего выбора.
В чем разница между скупостью и финансовой анорексией?
Скупость – это нежелание тратить деньги на кого-то или на что-то. Скупой человек понимает ценность денег, имея их у себя, и эта ценность заключается не в том, что он тратит деньги, а в том что они у него есть. Их ценность определяется количеством. У него происходит подмена понятий: деньги как средство обмена на желаемое для него не существуют, в его понятии желаемое – это и есть деньги (их количество). Финансовая анорексия заключается в том, что я не могу иметь деньги, не хочу их иметь: деньги вызывают у меня тревогу, беспокойство, паническое состояние. Лучше буду без денег, буду брать в долг. Деньги для такого человека связаны с ощущением повышенной тревоги.
Почему важно научиться тратить деньги на себя? Здесь основной вопрос не в самих трахах, а в нашем отношении к жизни, в нашем восприятии жизненных возможностей. То есть вопрос-то не в деньгах, а в том, что когда я живу, я могу что-то хотеть, я могу реализовывать свои желания, закрывать свои потребности, ехать туда, куда я хочу, делать то, что я хочу. Это не про подмену понятий, не в значимости, чтобы доказать кому-то что-то. А в свободе: я свободен, поэтому могу хотеть и что-то иметь. Это абсолютная свобода наших желаний, и получается, что деньги здесь являются определенным маркером возможностей. Если у человека нет запрета в желаниях, нет запрета хотеть, тогда он будет естественным образом зарабатывать столько денег, сколько ему нужно, чтобы тратить на себя.